ЗАКАЛИВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья - нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

                                                                        Прими леса, поля и воды,                            И гор хребты, и неба своды -

И ты практически здоров!"

                                        Ю. С. Энтин

Бич семей с малолетними детьми – частые простудные заболевания детей. Вина в этом ложится полностью на родителей, которые пренебрегают гигиеническими рекомендациями врачей по содержанию детей (закрытые помещения с температурой выше 23 градусов, отсутствие свежего воздуха в помещении, духота и высокая влажность). Пока дети сидят дома – положение еще относительно благополучное. Но, как только они попадают в детский коллектив, - день в коллективе, три дня дома и так до бесконечности. Благодаря «тепличному» содержанию, он просто не приспособлен к обычной окружающей среде, а его иммунная система, ослабленная бессистемным применением антибиотиков, не может справиться с банальной инфекцией, которая у здорового ребенка вообще не вызывает заболевания. Вот почему, если родители не занимаются закаливанием детей, то им нет никаких оснований рассчитывать на здорового ребенка.

Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.

По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. Рефлекторный механизм закаливающих процедур обеспечивает общий оздоровительный эффект даже при местном воздействии. Но местные процедуры влияют на организм слабее, чем общие, поэтому при местном воздействии нужно пользоваться более сильными раздражителями. Которые для общих процедур неприемлемы. Чем сильнее действие температурного раздражителя, тем короче должна быть процедура. Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффектаЗакаливание-это система мероприятий, неоднократно повторяющихся в течении дня, месяца, года.

При закаливании вообще, а в детском возрасте особенно надо руководствоваться следующими правилами:

1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).

2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др.).

3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей.

 

Противопоказания к закаливающим процедурам:

— острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;

— острые желудочно-кишечные расстройства;

— резко повышенная нервная возбудимость;

— декомпенсированный порок сердца;

— выраженная анемия (низкий гемоглобин);

— резкое истощение;

— ухудшение сна;

— резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам.

Как же следует разумно использовать естественные факторы природы? Наиболее доступным в детском учреждении является закаливание воздухом.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон без маек, воздушные ванны. Воздух в помещении всегда должен быть свежий. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открываются форточки, а с потеплением наружного воздуха и окна.

В целях закаливания используются также воздушные ванны. Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребенка действовал воздух определенной температуры (20—22°С). Воздушные ванны для самых маленьких детей повторяются 2—3 раза в день и сочетаются со сменой одежды, причем в холодное время года они проводятся вблизи источников тепла.

Прогулки на свежем воздухе - также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в "кружевной тени" (под деревьями). Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч, конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

Во время зимней прогулки не следует закрывать малышу нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух - хороший помощник в борьбе с инфекцией.

Закаливание солнцем

Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания.

Все закаливающие процедуры проводятся ежедневно. Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:

- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими) ;

- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;

- воспитывать умение преодолевать трудности.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

Закаливание водой

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым нормам для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах. Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью. В группах детей раннего возраста эту процедуру целесообразнее проводить утром после пробуждения детей или после второго дневного сна, причем тело ребенка перед обтиранием должно быть теплым.

Начальная температура воды для обтирания — 33—32°С. Понижая температуру воды каждые 2—3 дня на 1°С, ее доводят до 25—22°С. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

Закаливание ротоглотки полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в детских садах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом. После окончания - растереть полотенцем.

Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным. Душ для детей младше года не рекомендуется: он вызывает сильное раздражение нервной системы.

Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Дети очень любят купаться. Купание в открытом водоеме разрешается детям с 3— 4 лет после предварительного систематического закаливания водными процедурами. Начинать купание надо только после того, как дети привыкнут к новым условиям и к действию воды, воздуха, солнца.

Начинать купание можно при температуре воды 22°. Продолжительность купания для детей средней группы — от 3 до 5 мин, для детей старшей группы до 10—15 мин.

Заключение

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения, требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

поделиться в: