Профилактика семейного неблагополучия

 

Информацию приуроченную Единому Дню здоровья «10 сентября - Всемирный день профилактики суицидов»

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств!

 

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

Суицид (самоубийство) – это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.

Согласно оценкам ВОЗ, суицид остается одной из основных причин смерти во всем мире. В 2019 году в мире в результате самоубийства ушло из жизни более 700 000 человек, т.е. одна из каждых 100 смертей – самоубийство; это обстоятельство побудило ВОЗ разработать новые рекомендации для помощи странам в повышении эффективности профилактики самоубийств и оказания помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE (Сохрани жизнь). Данный подход включает в себя четыре стратегии:

- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства;

- разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

- содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

- раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

Ведущей стратегией ВОЗ по снижению риска суицидов является идентификация специфических групп риска в населении с определением конкретных проблем и потребностей в каждой из этих групп. Как правило, проблематика всегда бывает комплексной и требует таких же комплексных, межведомственных вмешательств: социальная защита и экономическая безопасность, доступность психологической и медицинской помощи, информированность людей о возможности получения конкретной помощи по проблеме, специфичной для данной группы риска.

Наиболее характерный возраст для совершения попытки суицида – это возраст около 45 лет, распространен он также среди молодых людей в 15-29 лет. В группу повышенного риска также попадают люди пожилого возраста, в особенности те, которые имеют серьёзные соматические заболевания или страдают от одиночества.

Такие факторы, как депрессия и злоупотребление алкоголем, значительно увеличивают риск совершения суицида.

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь. Важность подчеркивает включение мероприятий профилактики суицидального поведения в подпрограмму 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года № 28.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Многие люди, задумывающиеся о том, чтобы лишить себя жизни или совершившие попытку самоубийства, не обращаются за помощью и поэтому не получают ту помощь, в которой они нуждаются.

Люди в кризисных и сложных жизненных ситуациях могут получить психологическую помощь позвонив на «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи.

В Минской области указанная служба работает на базе учреждения здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Психологическая помощь оказывается бесплатно, анонимно, круглосуточно и без выходных по телефонам: 8 (017) 311-00-99 (городской), 8 (029) 101-73-73 (А1), 8 (029) 899-04-01 (МТС; с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

свернуть

Служба экстренной психологической помощи "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-311-00-99 (городской);

8-029-899-04-01 (МТС) (с возможностью

обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp);

8-029-101-73-73 (А1)

Республиканская детская телефонная линия

8-801-100-16-11

 

 

звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

 

 

Вы потеряли

близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

В отношении Вас совершено насилие?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье

или на работе?

Вам трудно общаться

с близким человеком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

 Некому рассказать о своих переживаниях?

 

 

 

        Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

Помощь оказывается бесплатно и анонимно,

без ограничений по возрасту, полу, национальности,

месту жительства, состоянию здоровья,

круглосуточно, без выходных.

ПОМНИТЕ: МЫ С ВАМИ!

Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

свернуть

Защита детей от любых видов эксплуатации (жестокого обращения, насильственных действий и сексуальных домогательств»)

Жестокое обращение и насильственные действия в отношении детей наносят вред не только физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеют тяжелые социальные последствия, главные из которых –воспроизводство самой жестокости и насилия. Те, кто испытал физическое насилие, кого в детстве били и оскорбляли, чаще всего, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. Следует также затронуть  форму психологического насилия  (крики, оскорбления ребенка со стороны взрослого, унижающего его достоинство). Чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя,  оказываются самые несчастные и самые трудные.

Если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколения. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в детской и подростковой среде. Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие. Об этом нужно всегда помнить!
 

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка». Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

 Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Кроме того, насильственные действия   и  преступления  против  половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних являются уголовно-наказуемым деянием.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих ответственность с ограничением и лишением свободы на  различные  сроки:

-Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения;

-Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

-Статья 154. Истязание;

-Статья 145. Доведение до самоубийства (или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства);

-Статья  166. Изнасилование (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 167. Насильственные действия сексуального характера (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 169. Развратные действия (…с применением насилия или с угрозой его применения…);

-Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера (путем шантажа, угрозы, повреждением или изъятием имущества..с использованием материальной или иной зависимости…);

-Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана или иным способом...);

-Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (в систематическое употребление спиртных напитков,  либо…   сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера);

-Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (…в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечным, либо умышленное оставление без надзора…повлекшее ущемление прав и законных интересов подопечного…).

Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации и сексуальных извращений… В том числе со стороны родителей, лиц их заменяющих… (ст.9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

Помните, что жестокое  обращение, насильственные действия в отношении детей:

  • Наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка;
  • Способствует развитию негативных качеств в период формирования личности ребенка;
  • Формирует комплекс неполноценности и низкую самооценку;
  • Порождает чувство страха и тревожность;
  • Делает ребенка жестоким и агрессивным;
  • Часто является причиной побегов из дома и суицидов;
  • Приводит к тому, что ребенок решает свои проблемы с помощью насилия;
  • Способствует проявлению асоциального поведения, развитию алкогольной и наркотической зависимости.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным чаще тогда, когда пострадавшие дети  попадают в больницы,  либо когда  несовершеннолетние, более  старшего возраста, совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов и  неравнодушных  взрослых.

 

Признаки жестокого обращения и

неудовлетворения основных  жизненных потребностей ребенка.

Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:

  • Синяки под глазами либо ушибы  на обеих сторонах головы, тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне );
  • Часто появляющиеся увечья (синяки, порезы, ожоги), если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
  • Враждебное или агрессивное поведение ребенка;
  • Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или чувство страха по отношению к взрослым.

Признаки совращения детей могут включать в себя:

  • Симптомы венерических заболеваний;
  • Повреждения в области половых органов;
  • Трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
  • Сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
  • Появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
  • Преследование других детей на сексуальной почве.

Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей:

  • Очевидное недоедание ребенка, апатия или быстрое переутомление;
  • Случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничеством; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
  • Ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья);
  • Случаи, когда ребенок лишен надлежащего надзора, длительно не посещает учреждение образования;
  • Ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.

Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающих здоровью и развитию ребенка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребенка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.

свернуть

Информация для родителей о последствиях оставления малолетних детей без присмотра (Оставление в опасности, статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Статья 159. Уголовного кодекса РБ

Оставление в опасности

1.Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи

– наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2.Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

 – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3.Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,

– наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

свернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

свернуть

Закон Республики Беларусь "Оправах ребенка"

свернуть

По страницам Кодекса Республики Беларусь О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 65. Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66. Семья как естественная среда ребенка

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

В целях полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает семьям, имеющим детей, выплату пособий, пользование детскими учреждениями, предоставление льгот, создание дополнительных социально-экономических условий в соответствии с законодательством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 68. Личные неимущественные правоотношения родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

- определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

-определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;

- определению места жительства детей;

- воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

- осуществлению представительства от имени своих детей;

- обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения.

Статья 73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве - свидетельством о рождении ребенка, а также своим паспортом.

свернуть

Декрет Президента РБ № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Согласно Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года

«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение(помещение в детские интернатные учреждения, детские дома семейного типа, опекунские семьи и т.д.) в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи, с чем они находятся в социально опасном положении.

При наличии оснований, указывающих на нахождение детей в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних, по месту жительства ребенка в трехдневной срок принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещения ребенка на государственное обеспечение.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется прокурор.

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка.

Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае:

- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

- лишения их родительских прав;

- нахождения их в розыске, лечебно – трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

- отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в ОВД и орган государственной службы занятости по месту постоянного жительства обязанного лица. Орган госслужбы занятости в течение трех рабочих дней определяет организацию для трудоустройства обязанного лица. Обязанное лицо должно явиться в организацию и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа госслужбы занятости.

Прием на работу обязанного лица, подлежащего трудоустройству по постановлению суда, осуществляется на основании направления органа госслужбы занятости. Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами госслужбы занятости, а так же обязанных лиц от выполнения работы.

Работа обязанных лиц, осуществляемая по постановлению суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.

Цель Декрета — обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях и повышение ответственности родителей.

“Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей” (пункт 21).

свернуть

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию насилия в семье

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

свернуть

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Насилие в семье можно остановить

«Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

 Отделение социальной адаптации и реабилитации

Насилие в семье можно остановить

Что такое домашнее насилие?

Физическое насилие выражается в нанесении увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.д.

Сексуальное насилие – это принуждение к сексуальному акту с использованием силы, угроз или шантажа (изнасилование), причинение боли или вреда здоровью посредством сексуальных действий.

Экономическое насилие – использование денег для контролирования партнера. Это отказ в содержании детей, единоличное принятие финансовых решений, создание ситуации, при которой партнер вынужден выпрашивать деньги или отчитываться в любых тратах, утаивание доходов, растрачивание семейных денег, запрет работать, принуждение работать, изъятие заработанных денег.

Психологическое насилие – выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения, изоляции, ограничении круга общения жертвы, допросе, шантаже, угрозах причинения насилия и т.д.

Как предупредить насилие:

 Не быть инициатором борьбы. Не допускать, чтобы ответственность за начало нового эпизода борьбы могла быть возложена на вас.

  • Помочь партнеру прекратить борьбу против вас. Это означает: сделать так, чтобы ему стало понятно, что он своих целей не достигнет, если будет стремиться подавить вас или тайно влиять на вас.
  • Сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно, в первую очередь, для него же самого.

 Чтобы управлять ситуацией,

вам следует:

 Исключать эмоциональные «перехлесты», которые захватывают вас, лишают способности принимать взвешенные решения.

  • Обеспечивать свободу принятия решений.
  • Снижать свою податливость к нежелательному психологическому воздействию.

В ситуации нарастания конфликта попытайтесь перейти в особый режим функционирования. Он включает в себя три состояния:

Спокойствие, готовность к гибкому поиску путей к взаимопониманию. Осознание своих долгосрочных, а не сиюминутных интересов.

Уважение к другому, признание его права на ошибки, готовность помочь ему от них избавиться. Способность уступить там, где это не принципиально.

Быть начеку, исполниться силой. Готовность к борьбе, мобилизация. Однако состояние борьбы не должно захватывать вас – иначе вы рискуете потерять контроль над ситуацией.

Если вам угрожает насилие, вы можете составить план, который позволит вам быстро действовать в момент, когда это необходимо. Никто лучше вас не знает вашей ситуации, поэтому составьте такой план, который будет полезен именно вам.

Вот пример такого плана:

  • Если вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Договоритесь о безопасном месте с кем-то, кому вы можете доверять.
  • Вы должны знать, как связаться с ближайшим отделением милиции или кризисным центром.
  • Если у вас нет возможности покинуть дом, закройтесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию, или кому-то, кто может помочь вам.
  • Кричите так, чтобы ваши соседи могли услышать вас и вызвать милицию.
  • Если вы вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
  • Проверьте себя и детей на наличие травм и, если это необходимо, обратитесь в травмпункт или поликлинику.
  • Если вы решили уйти насовсем, вам понадобятся паспорт и документы на детей, деньги, необходимые лекарства, вещи первой необходимости или имеющие личную ценность. Предусмотрите это заранее

Ни один человек не может подвергаться избиениям, угрозам, унижениям и всему тому, что приводит к эмоциональным травмам или физическим повреждениям. Уважайте себя. Защищайте свои права.

Если Вы или Ваши близкие подверглись насилию, Вы можете обратиться к нам за помощью.

г. Молодечно

ул.Тавлая,4

 

МТС 8-033-381-57-22

 

Телефон «Доверие»

 74-66-20

 

www.mol-rtson.lepshy.by

 

Общенациональная бесплатная горячая линия

 для пострадавших от

 домашнего насилия

8-801-100-8-801

свернуть

Детство должно улыбаться

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психическое, запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

 Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям! 

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. Закройте   глаза,   медленно   вдыхая   и  выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.  Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и  сжимайте до тех  пор, пока не почувствуете, что  «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали»  лимон  до   капельки,   расслабьте  руки  и  насладитесь состоянием покоя.
  2. Представьте  себе,  что  Вы  большой воздушный   шар,   наполненный   воздухом.  Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно  больше  воздуха,   замрите  на  3-5   секунд  и  начинайте медленно выпускать воздух из легких,   расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч,  шеи, корпуса, ног и т. д.
  3. При   сильном   психологическом напряжении   Вы   можете   сделать   10-20 несложных   физических   упражнений   (приседаний, прыжков, взмахов руками).    

Теперь Вы справились со своими эмоциями  и  можете  спокойно  побеседовать  по  поводу возникших проблем.   Если   у   Вас   возникли   проблемы   в  воспитании ребенка,   если   Вы   не   можете  наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость,   не   торопитесь   применять   крайние воспитательные   меры.                            

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей   жизни   тоже   случались   трудности,     проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы  Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием ребенка  в семье  никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  •  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  •  Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
    К психической форме насилия относятся:
    - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    - угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
    К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
    - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

свернуть

Сексуальное насилие

Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности»

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза для жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных правил безопасности.

В первую очередь, с ребенком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и все то, что поможет ребенку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.п.

Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства и переживаний за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.

Приучите детей не уходить далеко  от своего  дома, двора, не гулять до  темноты.

Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры, соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда –  нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что – либо сделать:  приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;

Заучите постепенно  с ребенком свой домашний адрес, ФИО,  домашний телефон, и телефоны служб экстренной;

Убедите детей не стесняться звать людей на помощь в минуту опасности.

Второе – родителям необходимо создать ребенку благоприятныеи безопасные

условия в  собственном доме,  и соблюдать самим правила безопасности.

Еще одно из главных условий безопасности ребенка – это его к вам доверие.

Чтобы не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в учреждении образования, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

свернуть