Основными направлениями деятельности учреждений системы дошкольного образования обозначены направления совершенствования качества образовательного процесса, что можно обеспечить посредством внедрения в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий, что предполагает использование новых методов, форм, средств, технологии, использующихся в педагогической практике, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Педагогами нашего дошкольного учреждения при организации образовательного процесса используются современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования РБ:
- Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
- Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
- Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
- Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
- Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
- Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».
Учителями-дефектологами в практике работы с детьми используются коррекционные технологии:
- Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
- Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.
Помимо отечественных технологий в образовательном процессе успешно используются современные технологии:
- Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Цель метода проектов - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Известны исследовательские технологии:
- Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
- Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).
Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.
На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.
Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:
- эвристических бесед;
- вопросов проблемного характера;
- наблюдений;
- моделирования;
- опытов;
- фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражания голосам и звукам природы;
- использования художественного слова;
- дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
- трудовых поручений, действий.
Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
- использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;
- использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение;
- использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
- LEGO конструирование, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески
С целью эффективного решения годовой задачи по развитию связной речи воспитанников педагогами успешно используется
- Метод наглядного моделирования, в основе которого лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры, схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.