Виртуальный методический кабинет

Аттестация

свернуть

Электронные версии пособий для педагогов учреждения дошкольного образования

свернуть

Требования к оформлению конспекта занятия (сценария мероприятия)

Гарнитура шрифта – Times New Roman, размер кегля для названия конспекта – 16, для текста – 15, межстрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ – 1 см. Выравнивание текста – по ширине. Поля страниц: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Не должно быть кусков текста с разрывами между абзацами. Предполагаемые ответы детей прописываем курсивом в скобках.

При составлении конспекта обратите внимание на соответствие формулировки поставленных задач учебной программе.

Если полностью использован конспект из «грифованного» источника (цель, задачи, материал соответствуют реальным условиям вашего учреждения, представлениям воспитанников, наличию демонстрационного материала и оборудования), указываем только этот источник.

Если же конспект составлен из разных источников, то пишем:

Программное содержание (или Программные задачи):

Материал и оборудование:

Предварительная работа:

Использованные источники (в конце конспекта).

Оформление использованных источников – согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации. Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25.06.2014 № 159

свернуть

Организация режимных моментов

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатель и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку, должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей.
 
Организация умывания
Распределение обязанностей: помощник воспитателя находится с детьми в группе. Дети входят по 1-2 человека к каждой раковине. 
Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт.
Поэтому:
- будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;
- не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);
- следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.
У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:
- взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;
- создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;
- смыть мыло водой;
- отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская,чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;
- взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;
- при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.
 
Организация питания
Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей.
Требования к сервировке стола:
- сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;
- индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 и 2 младшей группы), ложка, слева вилка);
- над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);
- в центре стола ставятся хлеб или бутерброды (в хлебнице, одна на стол), салфетки в салфетнице.
  Дежурные первыми садятся за стол. В это время воспитатель организует гигиенические процедуры, после которых дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо:
- перед ребенком должно находится только одно блюдо;
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
- не допускать громких разговоров и звучания музыки;
- не допускать понуканий, поторапливания детей;
- не допускать насильного кормления детей;
-не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;
- не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;
- помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;
- не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;
- не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
У детей необходимо формировать навыки приема пищи:
- брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;
- не разговаривать во время еды;
- вытирать руки и рот бумажной салфеткой;
- правильно пользоваться столовыми приборами.
После того, как дети съели первое, воспитатель (в старших группах – дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.
После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы – чашку и блюдце, средний и старший возраст – всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов. Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду:
хлебницы, салфетницы.
 
Организация дневного сна
Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном
порядке:
- снимают обувь;
- носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Внимание! Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая
возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы
переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную.
Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза.
Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое.
Во время сна воспитатель должен постоянно находится в спальне с детьми.
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным.
Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические
процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.
Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами. Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак – от 15 до 25 минут, на обед и ужин – от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока – 10 минут, в зависимости от возраста детей.
Следует обратить внимание:
- все навыки формируются постепенно;
- лучший пример для подражания – взрослый;
- у ребенка есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
Следует избегать:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения ребенка за неумение;
- излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
Первая младшая группа:
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.
Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.
Учить детей полоскать рот после еды.
Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с
салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.
Вторая младшая группа:
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки
(закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.
Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.
Средняя группа:
Совершенствовать ранее приобретенные навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.
Старшая группа:
Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.
Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности
дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.
Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам,
формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.
Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены.
Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности;
формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих
хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
 
Использованные источники:
1.www.praleskared.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»
2 www.pshkola.by — республиканское унитарное предприятие «Издательство “Пачатковая школа”»
свернуть

Организация детского труда

  Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

     Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

    Труд в природе направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

    Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

   К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

Классификация видов детского труда
Самообслуживание    
Хозяйственно-бытовой    
Труд в природе    
Ручной
     Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

    Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, вкоторых дети могут проявить самостоятельность.

Содержание трудовой деятельности дошкольников

    Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке помещений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий;

2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно.

 Содержание трудовой деятельности

детей четвертого года жизни

 Самообслуживание

- Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

- Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол, прополаскивают рот.

- Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

- Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.

- Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, бумагу, краски, кисточки.

- Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.

- Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.

Труд в природе

- Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, настурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.

- Полив растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем.

- Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука.

- Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

Содержание трудовой деятельности

детей пятого года жизни

 

Самообслуживание

- Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.

- Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.

- Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

- Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.

- Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

- Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.

- Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.

- Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

Труд в природе

- Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.

- Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

- Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

- Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

- Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).

- Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду животным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Готовят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.

- Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

 

Содержание трудовой деятельности

детей шестого года жизни

 

Самообслуживание

- Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоятельно моют ноги.

- Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.

- Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раздеваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботинки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помощи взрослого убирают свою постель.

- Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.

- Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.

- Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя дидактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные накрывают столы необходимыми приборами.

- Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необходимый для занятий материал. После занятия желающие моют использованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вытирают столы.

- Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необходимости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подоконники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в групповой комнате пол, погладить кукольное белье.

- Уборка умывальной комнаты. По желанию после умывания моют раковины, вытирают тряпкой пол.

- Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Самостоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорожки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлажняют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.

Труд в природе

- Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.

- Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зависимости от величины семени, расстояние между растениями устанавливают по мерке.

- Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.

- Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают комнатные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубника, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свекла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.

- Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.

- Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.

- Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.

свернуть

Как подготовить и провести занятие

Памятка для воспитателя

Основные принципы подготовки к занятию:

  1. актуальность
  2. доступность
  3. научность, т.е. современные требования
  4. связь с жизнью

Основные требования подготовки к занятию:

  1. дифференцированный подход
  2. системность обучения
  3. в структуре: возможность самостоятельно добывать знания

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

  1. Четко определить и сформулировать тему.
  2. Определить место темы в плане образовательной работы.
  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

(обязательное наличие новизны!)

  1. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II.  Определение целей задач.

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала,
  • воспроизведение, применение ПУН (представлений, умений и навыков детей) в знакомой и незнакомой ситуации,
  • творческий подход к заданию.

3.   Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:

  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала

IV.  Продумывание «изюминки» занятия.

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для младшей или старшей группы.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отработанного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отработанным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет познавательную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI.  Планирование наблюдений за деятельностью детей
Продумать:

  • что наблюдать,
  • как наблюдать,
  • как использовать результаты наблюдений.

Не забывать: чем чаще осуществляется целенаправленное наблюдение за работой всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

VII.  Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли имеет эстетичный вид и работает.

 

СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА.

  1. Титульный лист: название учреждения, тема, вид занятия, возраст детей, кто подготовил.
  2. Программное содержание: формирующая, развивающая и воспитывающая задачи.
  3. Словарная работа.
  4. Методические приёмы: наглядные, словесные, практические.
  5. Материал: демонстрационный и раздаточный.
  6. Предварительная работа.
  7. Организация детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  8. План хода занятия.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

Вводная часть. Цель: заинтересовать детей, собрать их внимание, создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к восприятию основного материала.

  1. сюрпризный момент, введение игрового персонажа, игровой приём (пальчиковая игра, звукоподражание, имитация), рассказывание малых фольклорных жанров.

Основная частьЦель: решить намеченные программные задачи. 

Методы и приёмы: - словесный(беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихов, фольклорных произведений, вопрос, уточнение, диалог, напоминание, поправка); - наглядный(наблюдение, рассматривание предметов, картин, картинок, иллюстраций, инсценировка, показ способа действия); - практический (игра, обследование предметов, практические упражнения на овладение функциями предметов и действий с ними, элементарное экспериментирование).

 

Заключительная частьЦель: эмоционально и логически закончить занятие, закрепить полученные знания.

Методы и приёмы: игра (дидактическая, развивающая, подвижная, сюжетно-ролевая, пальчиковая, игра-забава, музыкально-дидактическая), рассматривание иллюстраций.

свернуть

Рекомендации для педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно - ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность - доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.

Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, на сколько это возможно, условия к домашним. Создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.

1. Обязательно установите личный контакт с детьми: 
    обращайтесь по имени;
  -  занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
.    используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение. 
•    Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
•    Не возникает ли желание его перебить?
•    Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
•    Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь: 
•    исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
•    обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
•    постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой: 
•    как часто вы улыбаетесь детям;
•    способны ли вы смеяться вместе с детьми;
•    как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны: 
•    чаще анализируйте собственную деятельность;
•    стремитесь ставить себя на место ребенка;
•    развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо: 
•    быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
•    ясно и понятно излагать доводы детям;
•    проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки: 
•    требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
•    наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
•    оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
•    возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
•    предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
•    вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы: 
•    предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
•    ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
•    выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
•    разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть: 
•    непонимание психологической ситуации, настроения детей;
•    недостаточная саморегуляция;
•    несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
•    механическое копирование стиля общения коллег.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы 
В детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Их необходимо знакомить с традициями, фольклором, предметами народного - прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – дошкольного учреждения и семьи.

свернуть

Рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка.

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой, которая является основным нормативным документом в вопросах предупреждения транспортного травматизма среди дошкольников. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Обучение правил дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.

Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.

В II младшей группе:

Во время  целевых  прогулок педагог обращает внимание  малышей

- на движение пешеходов, транспорта,

- называет цвета светофора,

- знакомит их со словами, (водитель, автомашина, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.)

Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются на занятиях. Например, малыши  выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.

К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.

В средней группе:

Представления детей уточняются и дополняются, их знакомят с перекрестками, дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пересечение дорог», « Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Даются более полные знания о правилах пешеходов и пассажиров:

·        Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам,

·        Идти следует по правой стороне тротуара,

·        Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеется пешеходная

дорожка или указатели перехода:

*При двустороннем движении смотрят сначала налево, а потом, дойдя

до середины - направо.

* Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке,

*В транспорте  каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать

остальным пассажирам.

*В темное время суток пешеход должен иметь световозвращатели (фликеры).

В  старшей группе

Педагог постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике.   Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.

Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют  себя ответственными  за порученное дело, они действуют сознательно

В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.

Закрепить у детей знания правил  дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.

В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей оформляется специальный стенд. На нем помещаются выдержки из правил  дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

свернуть

Развитие речи у детей раннего возраста

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).
Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».

В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.
На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.
Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:
1.    предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа);
2.    предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);
3.    предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
А. Н. Гвоздев (1961) отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А. А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми..., мами..., мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).
Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например: 
Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А. Д. Салаховой).
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.
По данным А. А. Люблинской (1971), особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И. Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.

В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, надо хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

свернуть