Скоро в школу

Видеоконсультация "АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ"

Видеоконсультация "ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?"

Готовность ребенка к школе. Что это такое?

 

свернуть

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.

6. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.

7. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

8. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.

9. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…

10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать малыша школой. Старайтесь избегать выражений типа: «Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка «А Мария Ивановна нам сказала так…»
  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним
  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям
  • заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

Помните, сейчас Ваш ребенок как никогда нуждается в Вашей помощи!

Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Всего доброго!

Литература:

1. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.

свернуть

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ИГРА

Предлагаем Вашему внимнию подборку игр, которые помогут подготовить ребенка к школе:

«Найди отличия»

Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.

«Прятки»

Возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберите или переставьте. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.

«Опиши предмет»

Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.

"Что здесь лишнее?"

Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается от остальных. Таким признаком может быть цвет, форма, размер или класс(например, дикие животные и домашние животные).
 

«Назови одним словом»

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

 1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

 2)кровать, стул, диван, кресло; - мебель;

 3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

«Назови три предмета»

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Вначале взрослый, а затем – кто-то из детей называет слово, например,   мебель, и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать).  Кто ошибся, платит фант.

«Графический диктант»

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

«Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо...»

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

«Задание на внимание»

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

«Четвертый лишний»

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки

2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

3)со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.

«Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы»

Игра развивает у ребенка восприятие формыРебенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

«Волшебный мешочек»

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

«Штриховка»

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по-диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

«Последовательность событий»

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать

«Найди букву»

Хорошая игра на внимательность: дается печатный   текст,    засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с».

«Отвернись и назови»

Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение первой минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

«Золушка»

Игра развивает мелкую моторику руки ребенка. Смешайте несколько видов круп и поручите малышу разобрать их отдельно.

Наконец, для развития речи заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки, или составлять рассказы по картинкам, а самое главное - как можно больше общайтесь со своим сыном или дочерью на самые разные темы.

Источник:

Болбат, Н.Г. Одно лето до школы / Н.Г.Болбат // Образование Минщины. – 2014 - № 3. 

свернуть

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

свернуть

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

Многие родители уверены, что учреждение дошкольного образования и школа - это всего лишь этапы жизни ребенка, через которые ему придется пройти. Но чтобы пройти их достойно, чтобы не отставать от сверстников, одного внимания  педагогов ребенку недостаточно.

Подготовка к школе - это ответственное мероприятие, лежащее во многом на плечах родителей дошкольника, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения. Статьи этого раздела нашего сайта помогут родителям и воспитателям не только понять, что нужно знать ребенку, поступающему в первый класс, но и дать ему эти знания.

Уже с самого малявочного возраста начинайте заниматься с малышом, в частности, изучайте названия групп предметов. Это игра "Назови одним словом" - мебель, фрукты, животные. Потом эти группы станут все уже и уже - домашние животные, дикие животные; млекопитающие, рептилии и так далее. Очень важно начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не путался. При подготовке к школе психологи обычно тестируют деток и всегда есть задания в стиле "найди лишнее", а для решения как раз и нужно хорошо ориентироваться в группах предметов. В этом разделе нашего сайта "Подготовка к школе" мы постарались собрать обучающие материалы на эту тему с картинками.

Немаловажно развитие логики у ребенка, задачки на логику можно предлагать малышу уже с трех-четырех лет. Начните с крупных пазлов или наборов кубиков для составления картинки, с возрастом пазлы будут все мельче, а сами картинки все больше. С пяти лет ребенок способен решить уже более сложные логические задачи по типу "Найди недостающую фигуру", а затем, к самой школе, и "Дорисуй недостающий предмет" в соответствии с логикой расположения.

Моторику рук также начинаем тренировать с младенчества. Сначала это пальчиковая гимнастика под стишки-песенки, потом рисование и прописи.  Практика показывает, что к школе у большинства деток моторика рук развита очень слабо, а это сказывается и на почерке, и на успеваемости в целом, потому как на само написание слова ребенок тратит много сил и времени.

До школы учить ребенка писать прописные буквы не стоит. Любые печатные - рисовать, вырезать, раскрашивать - можно.  Цифры тоже можно, но прописи необходимо сразу брать такие, в которых указано стрелками, как именно эти цифры писать. Что касается прописей - начните со штриховки. Затем прописи, где нужно обвести элемент и продолжить строку таким же элементом. Затем печатные буквы и цифры. Этого для подготовки к школе будет достаточно.

Хотя, и это не главное. Для подготовки к школе не столь важно умение читать и писать, сколько умение слушать и слышать взрослого человека - учителя. Именно в этом первоочередная задача родителей, дать ребенку понять, что он уже взрослый, советоваться с ним, рассказывать ему, как прошел ваш день, систематически просить его рассказать, как прошел его день и что нового, в общем, научить ребенка сотрудничать со взрослым.

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ И РАЗВИТЬ ЕГО СПОСОБНОСТИ

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

СКОРО В ШКОЛУ

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ

Ребёнку, поступающему в школу, следует знать и уметь.

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город и его достопримечательности.
  • Страну, в которой живёт.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года.
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Знать детских поэтов и писателей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6 -10 предметов, картинок, слов.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

     Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

 

Мы часто слышим жалобы от учителей и, родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не пони­мают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их пове­дение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, кон­тролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нра­вится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемая с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое пове­дение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.

Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие шко­лу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмо­ций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка-дошкольника.

Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, гово­рит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу — он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать?». Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.

Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.книга

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его созна­тельное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной дея­тельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»?  Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей «нормативной» школе?

Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно перехо­дить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать ребёнка.

 

Как же его заинтересовать?

  • Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Задание не должно быть не слишком трудным и не слишком легким. Оно должно быть посильным.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим со­бой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
свернуть

ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в игре, труде, общению со взрослыми и сверстниками.

В понятие готовности к школьному обучению входит  развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать на ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок. При организации занятий с детьми необходимо учитывать их  физическое и эмоциональное состояние: ребенок не может продуктивно работать, будучи больным, усталым, в плохом настроении, без желания. Необходимо обращать внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.

Почти все дети любят лепить из пластилина, желательно направить их работу, начиная с простейших поделок. Сделать бусы и колечки легко, если научить детей раскатывать комочки пластилина в ладонях прямыми движениями, а затем свертывать их в виде кольца, научить детей лепить шарики различной величины.  Фантазия у детей неисчерпаема. Главное – не упустить прекрасные воспитательные возможности во время работы.

Хорошо на развитие мелкой моторики ребенка влияет рисование. Все дети любят рисовать, однако не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку в его работе и похвалить. Дети дошкольного возраста часто проявляют заботу о малышах, рисуют для них, стараясь выполнить рисунки яркими красками. Темы для рисунков могут быть разнообразными, главное, чтобы ребенку было интересно.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет конструирование из мелких деталей, умение пользоваться  ножницами с тупыми концами. Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, ребенок должен подумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Важно усвоить навык вырезания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц, ведь в этом процессе должны участвовать обе руки. Ребенку будет интересно вырезать из ткани, из бумаги разные фигуры. Трафареты фигур можно предложить самим или придумать вместе с ребенком. Это могут быть силуэты птиц, зверей, матрешек, домов, кораблей. Вырезанные по трафарету фигуры можно использовать при счете предметов по математике или по штриховке по письму.

Очень полезны все виды рукоделия: вышивание. Вязание крючком, пришивание пуговиц и т.д. Конечно, конструируя из мелких деталей, занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научиться писать, но рука у него разовьется,  она станет умело справляться с карандашом, фломастером.  Один или два раза в неделю следует заниматься специальной подготовкой руки ребенка к письму. Следует помнить, что 5-, 6-летний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает. Появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты следует сделать перерыв – провести физкультминутку. Помните: необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма. Один из видов письма – штриховка. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий, пробуют выполнять безотрывное соединение крючков, петелек, овалов. Для штриховки дети могут использовать трафареты, которые вырезали сами. Лучше всего штриховку выполнять в альбоме. Можно штриховать и знакомые геометрические фигуры (специальная линейка – трафарет). Штриховку можно выполнять простыми или цветными хорошо заточенными карандашами. Если дети освоят несколько видов штриховки, можно, используя линейку – трафарет, сконструировать космический корабль, самолет, парусник и т.д. Необходимо обращать внимание на правильную посадку во время письма. Альбом должен лежать с наклоном, ребенок должен правильно держать карандаш, ручку. Не нужно учить детей писать буквы, таких детей зачастую в школе приходиться переучивать, вполне достаточно познакомить их только с элементами букв, но всегда необходимо помнить о наклоне. Поощряйте любой успех ребенка. У каждого ребенка есть свой срок и сой час достижения. Необходимо постоянно поощрять все усилия и стремления  ребенка узнать новое и научиться новому. Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться, важно избегать отрицательных оценок деятельности ребенка.

свернуть